Объявление
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан Башкирский республиканский колледж культуры и искусства
Добро пожаловать на официальный сайт
  • (3473)33-93-53
  • sttkultura@mail.ru

Электронный дневник

"Кузьменыши" попали на страницы газеты

Добавлено: 2 июля 2023 19:57
1492 просмотра |

«Кузьмёныши»: экзамен для каждого из нас
Воспитанники С.И.Щетининой создали спектакль-притчу

В народе два дня празднуют свадьбу, а в БРККиИ – государственный экзамен. Два дня подряд студенты и выпускники могли увидеть спектакль «Кузьмёныши» – дипломную работу четверокурсников, режиссёров-постановщиков театрализованных представлений.

Под руководством чуткого преподавателя, заслуженного работника культуры РБ Светланы Исаевны Щетининой каждый из выпускников работал над замыслом и решением своего эпизода. Соединённые между собой в ткань спектакля эпизоды смотрелись настолько органично, что два с половиной часа прошли на одном дыхании. Во-первых, общая сюжетная линия разрабатывалась совместно, во-вторых, студенты – истинные эмпаты – пронзительную повесть А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» переживали искренне и самозабвенно.

История братьев-детдомовцев, никогда не знавших семьи, разворачивается в лаконичных декорациях: пространство сцены хранит тайну, манит возможными разгадками, завораживает неожиданными решениями. Зима 1944-го. Как выживают Колька и Сашка Кузьмины? Пониманием, что «в четыре руки тащить легче, чем в две; в четыре ноги удирать быстрей». События военных лет мы видим сквозь призму детского восприятия: «В Москве люди железные, а дома каменные», «Пятьсот человек беспризорных – так была обозначена наша порода», «Раз хлебушко горой лежит, значит, мир существует». 

Действие пронизано недомолвками, но не только потому, что дети многого не понимают. Для взрослых тайного и непонятного не меньше. Позиция рассказчика-автора и детское восприятие то переплетаются, то разъединяются. Кстати, образ рассказчика-учителя с первых минут настраивает нас на то, что нам предстоит пройти трудный жизненный урок.

Есть и третья параллель – очевидцы. Это женские образы, жизнетворящие, призванные оберегать. Они символизируют то, чего вопреки самой природе лишены Кузьмёныши. Перед нами спектакль-притча. Очевидцы незримо для мальчишек сопровождают их, в самые тяжёлые моменты превращаются в героинь, чтобы спасти – так появляются торговка хлебом на станции и шоферица Верка. А воспитательница колонии Регина Петровна не только заботится – она придаёт мальчишечьему существованию смысл: братья живут, стремясь помочь ей. Они, искорёженные войной детские души, воруют, приспосабливаются, но не предают и потому становятся нам родными.

Горы, появившись в прологе как поэтический образ, становятся явью. О горах мечтают, к ним стремятся, здесь выживают и погибают. У каждого своя нравственная высота.

Совесть и трусость, доброта и жестокость, любовь и подлость. Смерть неунывающей Верки, разворачивающееся на наших глазах безумие Кольки, который видит погибшего брата... Зачем нам, сегодняшним, встречаться один на один с этой болью? Чтобы не причинять боль другим, чтобы учиться беречь друг друга. «Кузьмёныши» – это экзамен для каждого из нас – на человечность, на чистоту души.

– Мы всю жизнь будем вместе, да? – с надеждой обращается чеченский мальчик Алхузур уже не к своему названому брату Кольке, а к зрительному залу.

Быть вместе, чувствовать свою причастность к миру и ответственность за мир – пожалуй, один из самых нужных уроков в жизни, правда?

Пожелаем, чтобы спектакли БРККиИ не отправлялись в творческий архив, а жили для зрителя. Пусть чутких горожан с острым нравственным зрением становится больше.

Екатерина ЯКОВЛЕВА


Поделиться: